Казахские Весенние Праздники
Кржижевский М.В.
Праздники являются важным компонентом культуры любого народа. Они отражают хозяйственный уклад, дают яркое представление о традиционном мировоззрении, позволяют проследить культурные связи с другими народами. В разных регионах мира такие праздники активно используются для развития туризма.
Многие традиционные праздники проходят весной, и это вполне естественно, ведь весна – время пробуждения природы, начала нового хозяйственного цикла, всеобщего обновления. Такие мероприятия проводятся и в многонациональной Самарской области.
Одним из наиболее ярких весенних праздников, ставшим событием не только для местного населения, но и для туристов, является Навруз (Новруз, Науруз, Наурыз и др.), который символизирует весеннее равноденствие и начало нового сельскохозяйственного года у ираноязычных и ряда тюркоязычных народов. В 2009 г. он был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в 2010 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция, благодаря которой Навруз получил статус праздника международного значения. 21 марта объявлено Международным днем Навруза [3].
В переводе с языка фарси Навруз означает «новый день». Происхождение этого праздника уходит своими корнями еще в дописьменную эпоху истории человечества. Он связан с культом Солнца и с солнечным календарем, который появился у народов Ирана и Средней Азии в глубокой древности. Согласно ему, Новый год начинался во время весеннего равноденствия, когда весна окончательно вступает в силу. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи, как праздник зороастризма. Народы Средней Азии и Ирана продолжали отмечать его и после распространения ислама. Сегодня в некоторых странах он объявлен государственным. Обычно в этот день готовились кушанья из семи продуктов, считавшиеся символическим даром Солнцу, которое должно позаботиться об урожае. Наиболее известным блюдом является сумалак – халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые сначала перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением масла и муки.