Казахские Национальные Праздники Обряды
Особенности этнокультурного развития ребенка в традиционной системе воспитания казахов
Кожахметова К.Ж., д.п.н., профессор КазНУ им.аль Фараби,
г.Алматы, Республика Казахстан
У казахов «Шiлдехана» - праздник в честь рождения ребенка, праздновался на третий день. Но сейчас, в связи с изменившимися условиями и состоянием здоровья матери и ребенка «Шiлдехана» приурочивается к «сороковинам». На 3-й день ребенка купали впервые в соленой воде, и проводили обряд «сылап-сипау» (поглаживание, разглаживание)).
В 5-7 дней, после того, как отпадает пупок, ребенка укладывали в колыбель. По этому случаю совершался специальный обряд «Бесiкке салу». Укладывание в колыбель было важным обрядом программирования будущей жизни ребенка. Казахи говорят: «Если не хочешь быть несчастливым, выправь судьбу и колыбель свою». Колыбель знаменовала собой Колыбель Мира, Ковчег, в котором хранятся зародыши всего земного на земле. Вместе с обрядом «Бесiкке салу» совершается обряд «Имянаречения». Имя давал приглашенный прославившийся батыр или знаменитый член рода, мулла, который читал ритуальную молитву и произносил выбранное имя в оба уха ребенка. Затем с пожеланиями передавал его бабушке.
С 7 дней обряд «сылап-сипау» дополнялся обрядом «сылап-тарту» (поглаживание-растягивание). С этого дня дня купание в соленой воде чередовалось с купанием в обычной воде.
Сороковины. Древняя казахская сказка гласит, что у собаки сорок душ – «ит кырык жанды». В сорок дней с ребенка снимали «ит-койлек» (собачья рубашка) и сохраняли ее, чтобы передать будущему его первенцу. Рубашка обретала качество оберега. Так установилась связь на семейном уровне. Ребенка купали в сорока ложках воды, приговаривая: «Отыз омыртка тез бiтсiн, кырык кабырган тез катсын!» («Тридцать позвонков твоих пусть скорее оформятся, сорок ребер твоих пусть скорее окрепнут!»).
Обряд «тусау кесу» совершался в год.
С 3-х лет обряды приобретают различное содержание, в связи с полом ребенка. Это обряд «атка мiнгiзу» «посадка на коня малыша» - для мальчиков, обряд «сырга тагу» (надевание сережек) для девочек.
До семи лет воспитывалась воля ребенка: ему разрешено было все, ни в чем нельзя было его ущемлять. Отношение к нему было всепрощающим, снисходительным. Восприятия семи лет как начального лунного цикла запечатлелось в народной педагогике в пословицах: «Жетi жаска дейiн балада акыл болмайды», «Жетi жаска дейiн бала кобiк», «балага акыл жетi жастан кейiн кiредi» («До семи лет ума нет», «До семи лет ребенок - пена», «Разум входит в ребенка после семи лет»).